- развивать музыкальные творческие способности детей через музыкальное искусство,
- воспитывать любовь к музыкальному искусству через различные виды музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, танец, игра, музицирование)
Задачи музыкальной деятельности:
1. Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке: умение услышать и сопереживать различное эмоциональное состояние, переданное в музыке.
2. Воспитывать устойчивый интерес к другим видам искусства: умение сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание изобразительного искусства с характером музыки; искать возможность самостоятельно через пластику, интонацию, танец передавать это эмоциональное состояние, а затем отображать его в своей художественно-практической деятельности (например, рисунок, танцевальная или ритмическая импровизация).
3. Способствовать установлению гармонии с природой посредством музыкального искусства; приблизить к природе, уметь понять её, глубоко чувствовать и искренне сопереживать.
4. Развивать творческие возможности детей; способствовать на основе эмоционально-образного восприятия окружающего мира, используя свой музыкальный опыт через интонацию, танец, рисунок, передавать это в результатах своего творчества; уметь выразить своё «Я» в творческих этюдах.
5. Формировать в детях такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность; снять напряжённость, скованность и зажатость ребёнка; добиваться, чтобы поведение ребёнка принимало характер открытости, естественности.
Организация музыкальной деятельности руководствуется нормативно -
правовыми документами:
- Закон РФ «Об образовании»
- Конвенция о правах ребенка
- Устав дошкольного учреждения
- Концепция дошкольного образования
- Концепция построения развивающей среды в ДОБУ
В ДОБУ для осуществления организованной образовательной музыкальной работы с детьми имеется большой музыкальный зал. Зал соответствует техническим, гигиеническим и эстетическим нормам. Музыкальный зал состоит из нескольких зон:
- зона для организованной музыкальной деятельности с детьми. Здесь находится основной музыкальный инструмент - фортепиано для занятий с детьми. Имеется соответствующая росту детей мебель: стулья, театрализованная ширма, мольберты. На боковой стене расположены зеркала для занятий музыкально – ритмической деятельностью, для творческих заданий по театрализации. Зал оснащен техническими средствами обучения: музыкальный центр, телевизор, оборудование для осуществления информационно коммуникабельных технологий (ИКТ): экран для мультимедиа презентаций, ноутбук.
- зона для методической и диагностической работы музыкального руководителя. Здесь находится рабочий стол педагога, мебельная стенка для дидактического музыкального материала: игры, нотный материал, методическая литература, документация по музыкальному развитию, музыкальные творческие разработки. Также есть театрализованный уголок, где расположены различные маски, шапочки, атрибуты, различные виды театров. Имеется уголок музыкальных инструментов, где в наличии есть духовые, ударные инструменты, рекомендуемые для ознакомления в детском саду, а также инструменты шумовые, изготовленные самостоятельно для развития музыкального творчества и обогащения чувственного опыта. Есть серия картин и иллюстраций в качестве наглядного материала на музыкальных занятиях.
В музыкальном уголке имеются:
Виды театров:
- театр Петрушки (би-ба-бо)
- театр картинок
- театр фланелеграф
- театр магнит
- театр пальчиковый
- театр оригами
- театр «Мистер конус»
- театр игрушки
- театр Кегельбан
- театр «Маски для сказки»
- планшетные куклы из бросового материала (лягушки, мишка, лисичка)
Пособия: нотный материал, иллюстрации, слайд-презентации, фонограммы, СD, DVD диски, кассеты.
Музыкальные инструменты и игрушки: металлофоны, дудочки, бубны, ложки, гармошки, триола, треугольники, колокольчики, бубенцы, погремушки, шумовые инструменты, тон-блок.
Атрибуты: платочки цветные, ленты (по количеству детей), корзинки, султанчики, листочки, гирлянды, обручи, новогодняя мишура, куклы
Аудиоматериал: сказки, народная музыка, шумы и звуки для театрализации.
Декорации для театрализованной деятельности.
Костюмы для взрослых персонажей
Элементы костюмов: носы, лапки, шляпки, колпачки, очки.
Музыкально-дидактические игры
Сложи песенку (форма – схема)
Что как звучит? (музицирование, музыкальный слух)
Угадай мелодию.
Солнышко и тучка (характер музыки – образ)
Музыкальное солнышко.
Сказочные персонажи (музыка – образ)
Кого встретил Колобок? (тембровый слух, ритмопластика)
Угадай – ка (звуковысотный слух)
Цветик – семицветик (характер – настроение – цвет)
Воробышки и автомобиль (характер музыки – образ, ритмика)
Ритмическое лото (ритмический слух)
Замри (ритмика, музыкальное моделирование)
Весело – грустно (характер – настроение - ритмика)
Танюшкины игрушки (тембровый слух, образ – движения)
Веселые матрешки (три танца: пляска, вальс, полька)
Подумай и отгадай (тембровый слух, звуковысотный слух)
Часы (ритмический слух, музыкальная грамота)
Музыкальный поезд (тембровый слух)
Поле чудес (характер песни – образ, цвет)
Три танца (танцевальные жанры – музыкальные инструменты)
Жила - была песенка (знания песен)
Веселые часы (виды музыкальной деятельности)
Веселые нотки (музыкальная грамота)
Бубенчики (звуковысотный слух)
Три кита (музыкальные жанры: песня, танец, марш)
Музыкальные дорожки (звуковысотный и ритмический слух)
Кто как ходит? (тембровый слух, пластика)
Работа по музыкальной деятельности проводится также непосредственно с педагогами
в группе. Для этого в каждой группе организован и действует музыкальный уголок, в котором представлены также различные виды детских шумовых музыкальных инструментов, виды театров, атрибуты к играм, инсценировкам, элементы костюмов
для самостоятельной музыкальной деятельности.
Постоянным методическим подспорьем в работе является литература:
Михайлова М.А. Методические пособия для родителей и детей.
Морева Н.А . Музыкальные занятия и развлечения в детском
Гераскина Л. Ожидание чуда (методическое пособие)
Науменко Г.М. Фольклорный праздник
Зимина А.Н . Детский фольклорный праздник
Алпаров Н.А, Николаева В. Музыкально - игровой материал
Петрова Т, Сергеева В. Театрализованные игры в детском саду
Поляк Л. Театр сказок
Караманенко Т.Н. Кукольный театр - дошкольникам
Юрина Н.Н. Первое знакомство с театром
Басина Н, Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке
Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества
Альхимович С. Театр Петрушки в гостях у малышей.
Загоруля Г.А. Путешествие в мир фольклора.
Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр.
Обогащаю свой музыкально - методический опыт из журналов:
Музыкальный руководитель, гл.ред. Т. Б .Корябина
Музыкальная палитра, гл.ред. А.И. Буренина
Дошкольное воспитание
Ребенок в детском саду
Качество учебно - воспитательного процесса.
Учебно - воспитательный процесс проводится поэтапно. Поэтому музыкальная деятельность проводится также в несколько этапов:
1.Диагностика уровня музыкального развития детей;
2.Учебно - развивающая музыкальная работа:
3.Консультирование и просвещение педагогов и родителей по данной теме работы.
Все эти этапы музыкально- образовательной деятельности в детском саду направлены на решение поставленных перед педагогом задач. Для определения направления музыкальной деятельности проходит обследование в течение сентября уровня музыкального развития детей по каждому возрасту.
Для осуществления музыкальной деятельности ведется соответствующая документация:
- Перспективный план музыкальной организованной образовательной деятельности, где формулируются цели и задачи, исходя из общего годового плана работы ДОБУ, который включает также работу с педагогами и родителями.
- Календарный план проведения музыкальный занятий по каждой возрастной группе с указанием типа занятия, методических приемов и музыкального репертуара.
- Журнал анализа динамики музыкального развития детей в каждой возрастной группе
- Карты анализа степени усвоения музыкальный способностей на начало и конец года всех детей по каждой возрастной группе.
Для эффективной организации музыкальной работы составлен каталог музыкально - дидактических игр, методических разработок из разных журналов по музыкальному развитию, каталог аудиозаписей.